понедельник, 27 апреля 2015 г.

ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

О подростках

Подросток может гордиться количество названий, придуманных для его возраста: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». Это в какой-то мере естественно, возраст подростка особенный: происходит переход от одной эпохи жизни к другой – от детства к взрослости.

В подростковом возрасте развитие идет в быстром темпе и по всему фронту. За короткий срок ребята взрослеют физически, умственно, нравственно, социально.  И задача родителей в этот период – постараться во время перемениться самому в собственных подходах к взрослеющим детям и в способах взаимодействия с личностью ребенка.

Подростковый период включает в себя возраст от 10-11 лет до 13-14 лет или обучение в 5-8 классах общеобразовательной школы.
 
Чем он характеризуется?
Основная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.
У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т.п. Например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и психическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее. Бывают случаи, когда интеллектуальное развитие школьника существенно опережает развитие личностных особенностей: по интеллекту он уже подросток, а по особенностям личности – ребёнок.
Пласты детства в нем причудливо уживаются с пластами взрослости. Социальное взросление по времени отличается от физического. Физическое созревание подростка происходит сегодня значительно быстрее и заканчивается раньше, чем в прошлом столетии. С социальным же созреванием дело обстоит гораздо сложнее.
Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом осознают, что следовало бы поступать наоборот.
Подросток стремится  быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его контролируют, наказывают, требуют послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами, что приводит к конфликтам в семье и школе.

Значимость взрослого отчётливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание  взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.
Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода.
Подросток стремится занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной приспособляемостью к ценностям и нормам группы сверстников, повышенным попаданием под влияние сверстников.
И хотя желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечались и ранее, сейчас эта потребность приобретает новое качество и по содержанию, и по форме выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка – в его переживаниях, мыслях. Усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка.
Наиболее значимо групповое общение, общение в компании ровесников. Группа защищает подростка, дает ему поддержку, одновременно она предъявляет к нему чрезвычайно жесткие требования. (Подростки могут быть равнодушны, жестоки). Группа создает особое чувство – чувство «мы». Желание добиться признания со стороны сверстников, порождая у подростка стремление соответствовать их требованиям, оказывает серьезное влияние на нравственное развитие школьника. Существенное влияние на поведение начинаю оказывать нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников.
Подростки достаточно сильно различаются по степени своей «включенности» в группу. Одни основное внимание уделяют внешнему виду и одежде: быть одетым, как все, выглядеть, как все, для подростка очень важно думать и делать, как все.
Для других – это увлечение, мода, разделяемые группой. Третьи растворяются в группе полностью, без нее их как бы не существует.
Влияние группы на подростка тем больше, чем неблагополучны его взаимоотношения с родителями. Семейная ситуация, чем более узок и беден мир его увлечений, чем более он неуверен в себе.
Но и от полной автономии подростков нельзя говорить. Подросток, испытывающий трудности в общении может столкнуться с проблемой подросткового возраста – проблемой отверженности. А в наиболее крайних формах – случаи, когда подросток становится объектом издевательства, насмешек, агрессии со стороны группы сверстников. Подобное одиночество часто скрывается за фанатичным увлечением индивидуальной игрой в видео или компьютерные игры, когда общение с умной машиной становится как бы заменителем общения с друзьями. Причины отверженности очень индивидуальны.
  Следует подчеркнуть, что, несмотря на определенное ослабление влияния семьи и на увеличение роли сверстников, его нормальное развитие и благоприятный прогноз на будущее  оказывается зависимым, как от особенностей семейного воспитания, так и от характера общения со сверстниками.
Рекомендации для родителей подростка
 
1.      Имейте ясное представление о подростках. Старайтесь понять их мир. Принимайте их такими, какие они есть.
2.      Осознавайте свои границы как взрослого. Вы можете оказывать определенной влияние на поведение подростка, но оно никогда не абсолютно. По мере роста детей авторитарная власть и дисциплинирование должны уступить место чему-то новому: заботе и поддержке, любви и терпимости на определенной дистанции.
3.      Научитесь доверять молодежи и их способности выжить в мире. Зачастую они оказываются немного более приспособленными к жизни, чем это представляется взрослым. Слишком часто взрослые берут подростков в плен своих собственных страхов о мире. Они обращаются с ними как с хрупкими, несмышлеными существами, способными навредить себе своими действиями.
4.      Объясняйте, что именно вы ждете от подростка, Ваши объяснения должны быть понятны ему , Так же как и ваши побудительные мотивы. Подросткам надо так же знать, какие последствия их ждут, если они решат не соблюдать эти правила. Важно дать возможность самим подросткам высказаться, что они думают по поводу установленных правил и последствий их нарушений.
5.      Будьте честными в отношениях своих чувств, потребностей и ограничений. Не бойтесь делиться с подростками своей неуверенностью в чем-либо. Они прекрасно чувствуют, когда другие избегают каких-то тем или говорят неправду.
6.      Действуйте разумно относительно различных «экспериментирований» подростков. Ваше спокойствие и понимание может свести проблему к минимуму. Откровенно поговорите с молодыми людьми о том, что вы чувствуете в ситуации, когда они ведут себя рискованно. Избегайте высказывать свое осуждение, лучше помогите им осознать.
 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий